Почему невозможно изменить технологию публикации экранных форм на ЕПГУ?

Автор подробно описал возможный вариант решения:

«Есть масса решений в CMS-ах, где четко распределены роли - писатель, редактор, публикатор.

Один из вариантов - выпускается такой же документ, как методрекомендации по сервисам, только для форм. В нем описываются требования к стилю оформления форм, порядок автозаполнения полей из личного кабинета заявителя, другие требования. Форма разрабатывается, размещается в тестовой среде, проверяется на соответствие требованиям, тестируется в т.ч. взаимодействие с сервисом обработки заявлений, устраняются замечания и публикуется в продуктивной среде.

Можно конечно и как с сервисами поступить, сервисы ведь исполняются на стороне проставщика информации, и форму у поставщика разместить, а на портале только переход по ссылке. Проще в сопровождении, но более бардачно(неконтролируемо).

Вариантов масса - какой уж выберут "отцы-прародители" таким и будем пользоваться.»

 

Ответ

Форма на ЕПГУ состоит из собственно формы, сервисов взаимодействия с ведомственной системой для получения значений справочников (опционально - если есть динамические справочники), сервиса передачи заявления в ведомственную систему посредством СМЭВ, приема сведений из ЕСИА (для подстановки сведений о заявителе). Рядом должен быть ещё один сервис - приём статуса обработки заявления из ведомственной системы в Личный кабинет на портале госуслуг. При этом взаимодействие с текущей версией ЕСИА сейчас делается, скорее всего, вручную. Сама форма создаётся на основе шаблона, но есть большое подозрение, что она также доделывается вручную.

Как видим, сложность решения много выше сложности типовой CMS.

Для того, чтобы предоставить доступ к такой системе разным пользователям, то нужно потратить огромное количество усилий. Речь идёт о переводе в облако системы разработки. 

Может ли разработчик ЕПГУ реализовать такой проект? Вряд ли - не хватит квалификации, ресурсов и времени (переход на 3-й этап предоставления услуг в электронном виде должен произойти 1 июля 2012 г. для федералов и 1 января 2013 г. для регионов).

Из нашего собственного опыта.

Мы разработали несколько вариантов, включая построение формы на основе её xml-описания, такой подход работает на региональном портале госуслуг ЯНАО. Но мы отказались от данного варианта в промышленном масштабе. Согласно нашему опыту более правильным подход - разработка сложных форм простым инструментом (входит в состав Системы исполнения услуг). Некоторые наши заказчики формы на региональном портале (портале, входящем в состав платформы компании КСК) теперь делают сами.

В результате перспективы на мой (наш) взгляд таковы

1) Будет попытка создать какой-то вариант доступа внешним разработчикам. После проблем с правами, с заваливанием системы внешними разработчиками эта деятельность будет прикрыта.

2) Разработка инструмента для формирования формы на основании её описания (а-ля наш вариант + описание внешнего вида ). Скорее всего выплывут проблемы с ограничением типов данных, подтягивания справочников и т.д.

3) Регионы отпустят с миром и отдадут задачу запуска услуг на уровень региональных порталов. При этом уже будет доделана ЕСИА, будут разработаны требования о фиксировании запросов третьей стороной. А может быть скажут - «да пропускайте всё через РСМЭВ а дальше действуйте как хотите». Региональные порталы Ростелкома - это разделы ЕПГУ для регионов, поэтому они отомрут (понятно, что технология работы с формами на них - это таже самая работа на ЕПГУ). То есть опять расцветут локальные решения. КСК поэтому продолжает развивать своё решение для РПГМУ.

4) В конце-концов отдадут запуск услуг со своих порталов и федералам, так как скорость переделки форм через Ростелеком не допустимо низкая (общий количество федеральных форм - примерно 2000 штук, скорость разработки форм Ростелекомом - порядка 20 рабочих дней + время на тестирование и внедрение).

5) Останется ЕПГУ ссылочным порталом, что совсем даже и не плохо. Реальных работ на нём - масса.